…ов, определение сторон горизонта по растениям и поведению животных, по рельефу, почвам, ветру и снегу, ориентирование по звуку, следам, действия в случае потери ориентирования. Обязанности проводников и разведчиков.

Практическая работа. Ориентирование карты по компасу и компаса по карте. Ориентирование по местным признакам.

 

Виды ориентирования на туристических соревнованиях: по выбору, в заданном направлении,  обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).

Практическая работа. Отработка различных видов ориентирования.

5. Туристская подготовка (70 часов: теория 8 ч, практические – 62 ч).

5.1. Туристское хозяйство. (24 часа: теория 4 ч, практические 20 ч).

Смета путешествия. Виды расходов. Обязанности казначея группы. Отчет тургруппы зa произведенные расходы в походе.

Практическая работа. Составление сметы расходов для многодневного похода.

Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе: типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, свитер, сменная обувь, белье, носки), предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила пользования. Прочие предметы личною снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т.д. Как готовить личное снаряжение к походу.

Практическая работа. Укладка рюкзака. Подготовка личного снаряжения для похода.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов в малонаселенной местности. Типы палаток. Как подготовить палатку к походу? Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, цепочки, крючки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножей, клеенка столовая, фанерка, половник, мыло, горчица сухая, веревка, палка для размешивания, соль.

Практическая работа. Установка палаток разного типа.

Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, Хранение и переноска посуды. Топоры, пилы.

Состав и назначение ремнабора, обязанности реммастера до и во время похода.

Особенности снаряжения для зимнего похода.

Специальное снаряжение группы для краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревка, фотоаппараты, фонари.

Обязанности завхоза группы по снаряжению.

Значение, режим и особенности организации питания туристов в спортивном походе. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Составление меню и расчет количества продуктов на каждый прием пищи. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение и учет продуктов в пути. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

Практическая работа. Составление меню для многодневного похода.

Привалы и биваки.

Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий. Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.

Место для подготовки палаток, использование полиэтиленовых пленок и полипеноуритановых ковриков. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке.

Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костpa и приготовления пищи. Использование походного примуса. Техника безопасности при работе с топором и пилой. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе.

Практическая работа. Выбор места и разведение костра. Техника безопасности при проведении бивачных работ.

Правила безопасности при купаниях. Особенности организации ночлега в населенных пунктах.

Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта.

 

5.2. Тактика и техника пешеходного туризма. (26 часов: теория 2 ч, практические 22 ч)

Понятие техники и тактики пешеходного туризма. Причины аварийности пешеходных походов и их профилактика. Основные причины возникновения экстремальных ситуаций в походе:

отставание одного или несколько участников от группы;

потеря ориентировки в сложных метеорологических условиях;

утрата картографического материала;

утрата снаряжения (утонуло, сгорело);

нехватка продуктов питания;

 тяжелое заболевание участника похода;

травма участника похода при преодолении сложных участков или на бивачных работах;

стихийные бедствия в районе похода (лесные пожары, лавины, затяжные дожди, сели, наводнения, грозы).

 

Навесная  переправа, спуск, подъем со страховкой, переправа по перилам, траверс склона, переправа «маятник».

Практические занятия. Отработка технических приемов.

Взаимопомощь туристов, понятие о само и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста. Психологическая совместимость.

Основные правила поведения туристов в строю, обеспечение безопасности при движении по магистралям. Шаг, темп, интервал. Тоже при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках.

Переправы через реки. Переправа через бревно со страховкой и переправа в брод.

Практические занятия. Отработка технических приемов.

Основные узлы. Страховочная система.

Практические занятия. Вязка узлов на время. Одевание страховочной системы.

Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской технике.

 

5.3. Подготовка туристских  походов. (20 часов: теория 2, практические 18 ч)

Выбор маршрута походов. Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика похода.

Практические занятия. Хозяйственная и техническая подготовка похода.

 

6. Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь. (10 часов: теория 4 ч, практические 6 ч). 

Повторение гигиенических правил туриста изученных на первом году занятий.

Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств  защиты от кровососущих.

Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечения? Что такое снежная слепота, ее предупреждение.

Способы транспортировки пострадавшего.

Практическая работа. Отработка способов оказания первой медицинской помощи.

Обязанности санитаров туристской группы при подготовке и во время похода. Ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды.

Опасности бесконтрольного потребления грибов, ягод, трав.

 

 

7. Физическая подготовка. (30 часов: теория 2 ч, практические 28 ч).

Значение физической подготовки и выносливости. Техника бега при спортивном ориентировании. Понятие об атлетической гимнастике. Расположение основных мышц на теле человека. Соблюдение техники безопасности при работе со снарядами в зале. Разминка. Занятия по индивидуальным комплексам. Растяжка. Кроссовая подготовка. Челночный бег.

 

8. Экскурсии. (18 часов).

Экскурсии по природным, историческим и культурным  памятникам (Дендрарий, Татарское городище, Святой источник и др.),  в музеи (г.Михайловска, г.Ставрополя), по городам Кавказских Минеральных Вод, за пределы  Ставропольского края (Архыз, Домбай, Лаго-Наки, побережье Черного моря).

 

9. Проведение однодневных походов, зачетного похода «Вахта Памяти». 

Три однодневных похода.(24 часа).

Трехдневный зачетный поход  «Вахта Памяти» (28 часов).

Подведение итогов похода. Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения. Оформление отчета о походе, оформление разрядов.

 

Участие туристских соревнованиях.

Участие в туристских соревнованиях, проводимых МОУДОД «Станция юных туристов» в течение учебного года: соревнования по туристской технике и спортивному ориентированию, районный туристский слет

Виды и характер соревнований. Возрастные группы. Допуск к соревнованию. Обязанности участников соревнований. Разрядные требования.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения

 

№ п\п

Наименование темы.

Количество часов

всего

теория

практич.

1.

Азбука туризма.

6

2

4

2.

Краеведческая подготовка туриста.

10

4

6

3.

Экологическая подготовка туриста.

10

4

6

4.

Топография и ориентирование.

30

8

22

5.

Туристское снаряжение.

10

-

10

6.

Туристские узлы.

10

-

10

7.

Техника пешеходного туризма.

74

10

64

8.

Безопасность туризма.

20

10

10

9.

Туристские соревнования.

10

4

6

10.

Основы медицинских знаний.

16

6

10

11.

Физическая подготовка туриста.

20

2

18

 

 

 

 

 

Итого:

216

50

166

Участие в районных туристских соревнованиях, проведение экскурсий и  1-3 дневных походов – за сеткой часов учебно-тематического плана.

 

Содержание программы 3 года обучения.

 

1. Азбука туризма (6 часов: теория 2 ч, практические 4 ч).

            Введение. Беседа о туризме и о работе туристского объединения, о значении туризма для человека и для государства. Маршрутно-квалификационные комиссии и их функции. Основные нормативные документы по спортивному туризму. Законы туристов (туристская этика). Кодекс путешественника. Права и обязанности руководителя и участников, основные туристские обязанности. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Отчет о походе, методика составления отчета, виды отчетов о походе (фотоотчет, дневник, техническое описание).         

            Практические занятия. Разработка маршрутов походов,  составление отчетов о пройденных походах.

 

2. Краеведческая подготовка туриста (10 часов: теория 4 ч, практические 6ч).

Формы краеведческой деятельности туристов. Общественное и нравственное значение краеведческой деятельности.

Виды походных краеведческих заданий. Методика выполнения походных краеведческих заданий. Знакомство с природой, историей, культурой родного края. Туристские возможности родного края. География России. Знакомство с основными туристскими районами страны.

Практические занятия (семинары): Проведение семинара по туристским районам Северного Кавказа (заслушивание докладов кружковцев, просмотр слайдов, фильмов), работа над походными краеведческими заданиями; изучение районов предстоящих походов.

 

3. Экологическая подготовка туриста (10 часов: теория 4 ч, практические 6 ч).

Законы об охране природы, охоте, рыболовстве. Значение окружающей среды для жизни человека. Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки. Особенности совершения туристских походов в природоохранных зонах (заповедниках, национальных парках). Красная книга природы. Исчезающие виды растений и животных родного края. Формы экологической работы в туристском походе.

Практические занятия (семинары): Изучение экологического состояния района похода; экологическая работа на маршруте.

 

4. Топография и ориентирование (30 часов: теория 8 ч, практические 22 ч).

Топографическая и спортивная карта.

Виды топографических карт и основные сведения о них. Определение масштаба карты при отсутствии данных. Старение карты, ее генерализа­ция. Чтение карты и составление схем и кроки. Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута.

Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Старение карт, измене­ния, происходящие на местности. Карты с различными формами рельефа. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования-

Практические занятия.

Планирование маршрута похода на топографической карте. Копирова­ние карт и схем. Составление схем и кроки. Занятия на местности со спор­тивными картами разных масштабов. Упражнения на участках карты с от­сутствием элементов местности, снятием дорожной сети, рельефа. Игры и упражнения на местности с использованием спортивных карт.

Ориентирование в сложных условиях.

Особенности ориентирования в сложном походе. Предварительный подбор картографического материала, изучение маршрута. Ориентирование на участках при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение при потере видимости. Глазомер в горах. Оцен­ка пройденного пути по времени движения.

Практические занятия.

Прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, ази­мутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния.

Соревнования по ориентированию.

Подготовка к участию в соревнованиях. Тактические действия спортсме­на до старта, на старте, на дистанции и контрольных пунктах (КП). Состав­ление плана прохождения КП и распределение сил на дистанции. Действия ориентировщика с учетом вида соревнований. Выбор пути движения и фак­торы, влияющие на него.

Снаряжение ориентировщика.

Практические занятия.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

Топографическая съемка, корректировка карты.

Маршрутная глазомерная съемка. Кроки. Методы маршрутной глазо­мерной съемки в походах и на соревнованиях. Способы съемки ситуации: способ засечек, способ перпендикуляров, полярный способ.

 

5. Туристское снаряжение (10 часов: практические 10 ч).

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. Выбор снаряжения в зависимости от маршрута. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Ремонтный набор, его комплектация. Демонстрация снаряжения.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Постановка палатки. Ремонт снаряжения.

 

6. Туристские узлы (10 часов: практические 10 ч).

Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов.

Практические занятия: Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов.

 

7. Техника пешеходного туризма (74 часа: теория 10 ч, практические 64 ч).

Особенности проведения пеших походов, отличия пешеходного туризма от других видов.

Виды препятствий, встречающихся в пешем походе: переправа, болото, труднопроходимый лес, пески, завалы, перевал, вершина. Категорирование препятствий по трудности. Зависимость категории сложности похода от трудности встречающихся препятствий.

Категорирование пеших походов. Снаряжение, необходимое для проведения пешего похода по равнинной и горной местности.

Техника движения по скользкой дороге, по лесным дорогам, по заболоченным участкам, по проселочным, пустынным и горным дорогам.

Виды переправ, способы организации переправы вброд, вплавь, навесной переправы. Особенности организации переправ в зависимости от района, времени года, времени суток. Техника движения по болотам, устройство гати, организация страховки, изготовление болотоступов. Техника постановки ступней ног, положение корпуса, выбор ритма и темпа ходьбы на большие расстояния, при подъемах, спусках, при движении по тропам.

Техника движения с альпенштоком, отработка навыков движения траверсом, подъема, спуска с альпенштоком.

 

8. Безопасность туризма (20 часов: теория 10 ч, практические 10 ч).

Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения, поведение в поездах и общественном транспорте.

Причины аварий в туристском походе: объективные и субъективные, как-то: плохая физическая, техническая, тактическая подготовка, низкая дисциплина в группе, недостаточный опыт и низкий авторитет руководителя, перенос опыта одного района на другой, слабое знание района и условий похода, переоценка возможностей группы, резкое изменение погоды, плохо подготовленное снаряжение.

Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), носимый аварийный запас (НАЗ), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров.

Российская поисково-спасательная служба, ее задачи. Правила регистрации туристской группы в контрольно-­спасательном отряде, сообщение в ПСС.

Практические занятия, семинары. Анализ аварийных ситуаций за последний год, практические тренировки по транспортировке пострадавшего, участие в соревнованиях по поисково-спасательным работам, подведение итогов похода, оценка действий участников с точки зрения безопасности, отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов.

 

9. Туристские соревнования (10 часов: теория 4 ч, практические 6 ч).

Туристские соревнования - смотры готовности туристской группы к дальним походам. Спортивные разряды, как объективная оценка спортивного роста туриста, разрядные требования по спортивному туризму. Правила проведения туристских соревнований, виды соревнований (техника туризма, ориентирование, краеведение, контрольный туристский маршрут, конкурсы, туристские навыки и быт, топографическая съемка местности).

Соревнования по спортивному ориентированию и их виды (по легенде, по маркированной трассе, по выбору, по обозначенному маршруту, движение по азимуту).

Практические занятия. Участие в туристских соревнованиях.

 

10. Основы медицинских знаний (16 часов: теория 6 ч, практические 10 ч).

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.

Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Бледное и синее упопление. Отличия в оказании первой помощи. Причины смерти при утоплении. Содержание и комплектация групповой и индивидуальной походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.

Акклиматизация и адаптация. Необходимость планирования маршрута с учетом акклиматизации группы. Последствия недостаточной акклиматизации.

Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды, Правила использования химических средств защиты от кровососущих насекомых. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль над соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.

Уход за больным в походе.

Медицинский контроль, его необходимость при подготовке похода и комплектации группы.

            Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута.

 

11. Физическая подготовка туриста (20 часов: теория 2 ч, практические 18 ч).

Значение физической подготовки для туриста. Общая и специальная физическая подготовка. Значение закаливания организма. Утренняя зарядка. Аэробные и анаэробные свойства организма. Специальные упражнения для развития анаэробного дыхания, силовой выносливости, скорости, равновесия. Упражнения для развития мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Особое значение укрепления мышц спины и ног. Упражнения на расслабление.

Систематичность тренировок. Силовая и маршевая подготовка. Бег на выносливость. Кроссы, марш-броски с грузом и без груза по пересеченной местности.

Тесты физической подготовленности к туристским походам различной сложности.

 

Методическое обеспечение образовательной программы.

 На каждом этапе реализации программы используется широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы выбираются согласно составу данной группы, ее обученности, личностным возможностям. Теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекций-консультаций, семинаров, используя наглядные материалы, сочетая теорию с практикой, полевые занятия – семинары, практикумы (в том числе индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на местности.

Обучение строится по принципу «от простого к сложному» и по принципу расширения кругозора по данным темам. Занятия проходят с группой в целом, однако акцент ставится на индивидуальный подход к каждому воспитаннику внутри группы. Это объясняется особенностями возрастного развития, как психического, так и физиологического: различный объем памяти и скорость запоминания, различный уровень предварительной  физической подготовки, различие стимулов для выполнения того или иного задания. По мере приобретения новых навыков и знаний добавляется принцип приобщения  старших, «опытных» воспитанников к обучению младших. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик.

            К программе туристско-краеведческой деятельности разработаны и подобраны методические рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности:

  • нормативно-правовые документы по организации туристско-краеведческой деятельности;
  • сборник рекомендаций  по  Руководству для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма;
  • учебно-методические комплексы по отдельным разделам программы;
  • рекомендации по организации, подготовке и проведению походов.

Ожидаемый социальный эффект

При реализации данной программы предполагается получение следующих результатов:

  • повысится предполагаемый охват воспитанников;
  • у школьников формируются теоретические и практические навыки туристско-краеведческой деятельности;
  • формируются профессиональные склонности;
  • решится проблема свободного времени у учащихся;
  • изучение программы позволит освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих исследований; подготовит учащихся к службе в армии и способности выживания в экстремальных условиях;
  • повысится уровень знаний по предметам научно-практического цикла;
  • сформируются практические навыки бережного отношения к природе, как составной части экологической культуры школьников;
  • сформируются жизненно необходимые практические навыки (самоорганизация, самоуправление, дисциплина, выносливость, коммуникабельность и т.д.);
  • укрепится здоровье и повысится спортивное мастерство в таких видах спорта как туризм и спортивное ориентирование.

 

 Требование к знаниям и умениям по годам обучения

 

1 -  год обучения:

            Для  начальной подготовки – это в значительной мере ознакомление с элементами спортивного туризма. Начинающие спортсмены должны достичь определенного уровня общефизической подготовленности, получить первые представления о сложных и необычных условиях спортивного туризма и соответствующих им нормам поведения, освоить минимальный набор технических приемов, позволяющих безопасно пройти курс обучения.

На первом этапе воспитанники должны принимать участие в соревнованиях по  турмногоборью, участвовать в походах 1-3 степени сложности.  Этап предполагает выполнение нормативов на значок «Юный Турист России», присвоение юношеских разрядов.

Учащийся должен знать:

  • Что такое туризм, чем и для чего занимается турист, виды туризма.
    • Требования техники безопасности в походе.
    • Общие подходы к организации и проведению походов.
    • Правила движения в походе, меры безопасности.
      • Способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.
      • Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе.
      • Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним.
      • Правила приготовления пищи.
      • Виды биваков, правила его обустройства.
      • Виды костров и их применение.
      • Условные знаки и масштабы карты.
      • Природные особенности родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять полученные знания на практике.
  • Ориентироваться на местности при помощи карты и компаса.
  • Выполнять общие обязанности участника похода.
  • Собрать рюкзак с личным снаряжением в поход.
  • Разбить лагерь в походе.
  • Разжечь костер.
  • Подобрать питание для похода.
  • Передвигаться по карте с отмеченным на ней маршрутом движения.
  • Ориентироваться по горизонту и местным предметам.
  • Собрать аптечку в поход.

 

2-3 год обучения:

Специфика подготовки на данном этапе состоит в том, что участники многого еще не знают и не умеют, а за короткий срок обучения не в состоянии прочно освоить необходимые приемы и правила. На этом этапе особенно важны взаимоконтроль и взаимопроверка всех действий участников, особенно в деле обеспечения безопасности.

На втором этапе воспитанники должны принимать участие в соревнованиях по  турмногоборью, участвовать в походах. Этап предполагает присвоение 2 – 3 спортивных разрядов.

Учащиеся должны знать:

  • Алгоритм подготовки похода.
  • Функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода.
  • Правила психологии общения в походе.
    • Специфику отдельных видов туризма.
    • Правила хранения, ремонта и ухода за снаряжением.
    • Правила спортивных туристских соревнований и требования к ним.
    • Спортивный туристский инвентарь.
    • Меры оказания помощи при ранениях, кровотечениях, вывихах и ушибах, ожогах, способы оказания помощи утопающему.
    • Способы определения сторон горизонта по растениям и поведению животных, по рельефу, почвам, ветру и снегу.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять функции нескольких участников похода (не менее 3 чел.).
  • Составлять отчет о походе.
  • Выполнять все операции походного быта.
  • Участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма.
  • Обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность.
  • Самостоятельно ориентироваться на местности.
  • Оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваний.
  • Осуществлять самостоятельную подготовку к походу.
  • Передвигаться по маршруту, используя карту, компас.
  • Ориентироваться по звуку, следам.
  • Правильно действовать в случае потери ориентира.
  • Преодолевать естественные и искусственные преграды.

Передвигаться по маршруту, размещаться для стоянки или привала согласно требованиям безопасности

 

Результаты:

- участие в 1-3-х дневных походах и районных соревнованиях;

- выполнение нормативов  разрядов по туристскому многоборью и спортивным походам (1-2-3 юн. разряд, Юный турист, Турист России);

- личное физическое совершенство, приобщение к здоровому образу жизни, развитие коммуникативных качеств, личностное самоопределение.

 

 

Критерии оценки эффективности работы по программе:

1. Создание коллектива единомышленников, повышение уровня сплоченности и развития коллектива.

2. Сохранение контингента учащихся в течение  работы по программе.

3. Повышение уровня физического развития учащихся, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, к  здоровому образу жизни.

4. Создание в коллективе нравственной обстановки, обстановки уважения к товарищу, самоуважения и самодостаточности учащихся.

5. Сформированность у учащихся стремления к победе в соревнованиях только честными способами, приобретение чувства собственного достоинства.

6. Спортивные достижения.

Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz