Наш адрес:
356240 Ставропольский край, Шпаковский район, г.Михайловск, ул.Гагарина, д.368.

Здравствуйте! Мы рады Вас приветствовать! Вы зашли в гости на сайт Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных туристов". Здесь много всего интересного про нас написано и показано. 

 А у нас появился новый сайт: Адрес сайта//tourshpak.ucoz.ru/

Вся новая информация по нашей деятельности расположена именно там.

А еще у нас есть своя группа ВКонтакте: 

//vk.com/tourshpak

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных туристов»

  

Образовательная

модифицированная программа

  

«ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»

 

 

Возраст обучающихся 11-16 лет.

Срок реализации программы – 3  года

 

 

 

Программу разработал:

Андреев А.А.,

зам.директора по учебно-

воспитательной работе

МОУДОД «Станция юных туристов»

Шпаковского района Ставропольского края

 

 

Утверждена на заседании методического совета

МОУДОД «Станция юных туристов»

Пр. № 1 от 16.09.2011 г. 

 

 г.Михайловск, 2011 год.

Пояснительная записка.

 Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается  туристская деятельность  учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Программа составлена на основании примерных (типовых) программ: Программы «Туризм и краеведение» - М.: Просвещение, 1982.; Программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные ориентировщики» - М.: ЦДЮТиК, 2000-2006 гг.); Программа обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов – М.: ЦДЮТиК, 2001г. Модифицированная программа «Пешеходный туризм» разработана в 2009-2010 учебном году зам.директора по УВР Станции юных туристов А.А.Андреевым. . В 2011 году в программу внесены изменения и дополнения.

Данная программа апробирована в образовательном пространстве МОУ ДОД «Станция юных туристов».

При разработке учитывались следующие документы и материалы:

Закон «Об образовании»,

 Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.12-51-03,

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей,

Устав МОУДОД «Станция юных туристов».

 

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.


Цели программы: сохранение  и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.


Задачи:

  • формирование мотивации  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;
  • обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;
  • создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;
  • педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.
  • формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

 

Учебный план и программа первого года занятий предусматривают  обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Конкретная цель -  зачетный степенной поход «Вахта Памяти», выполнение нормативов на получение значка "Юный турист".

Учебный план и программы второго и третьего годов обучения направлены на совершенствование полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в курсе начальной туристской подготовки. Обучающиеся участвуют в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, выполняют нормативы на получение значка «Турист России», на присвоение  юношеских разрядов по туристскому многоборью и спортивным походам.

Итогом являются участие в зачетном степенном походе «Вахта Памяти» и районных туристских соревнованиях.

 

Состав туристского объединения. Комплектовать состав туробъединения первого  года обучения следует из учащихся V-VI классов (возраст 11-13 лет). Рекомендуемый минимальный состав группы: от 15 человек в первый год обучения до 12-15 человек в последующие годы. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, т.к. всегда существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в походах и соревнованиях.

Заниматься в объединении могут физически развитые учащиеся, отнесенные к основной группе здоровья. В период комплектования туробъединения следует организовать медицинский осмотр детей и получить на каждого члена группы медицинскую справку - разрешение врача заниматься туризмом и спортивным ориентированием. Если у кого-то имеются заболевания, следует проконсультироваться у врача на предмет допуска к занятиям. Перед многодневным походом и спортивными соревнованиями каждый член группы должен предоставить допуск врача.

При приеме обучающихся в туристское объединение необходимо получить от родителей заявление с просьбой о зачислении их детей. Там же родители подтверждают, что они ознакомились с условиями занятий и обязуются их выполнять.

В самом начале работы объединения необходимо провести инструктаж по правилам поведения и соблюдения мер безопасности в период проведения занятий, тренировок, походов и других мероприятий и сделать об этом запись в журнале учета работы объединения.

 

Режим и организация работы туристского объединения. Программа  обучения рассчитана на 216 учебных часов год: включая теоретические занятия, практические занятия в помещении и на местности (учебном полигоне) (в т.ч. подготовку и проведение походов, подведение их итогов, проведение учебных соревнований).

Учебно-тренировочные и  зачетные походы, спортивные соревнования первого года обучения включены в сетку часов. При проведении местных экскурсий (в пределах своего населенного пункта) количество  часов может быть  до 4-х часов; при проведении экскурсии с выездом (за пределы своего населенного пункта) –  от 4 до 6 часов. На однодневный поход и однодневные спортивные соревнования отводится до 8 часов.  На 3-х дневный поход «Вахта Памяти»  – 8ч+12ч+8ч=28 часов.

Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на основе годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий. Рабочие поурочные планы и конспекты тренировочных занятий у руководителя должны быть на каждом занятии.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия. Практические занятия лучше планировать разноплановыми: 0.5 часа физическая тренировка, 1.5-2.5 часа практическая отработка темы.

Основные виды деятельности:

  • теоретические занятия-лекции;
  • практические занятия (подача нового материала, закрепление теории, домашние задания, комплексы физических упражнений и др.);
  • учебно-тренировочные семинары, походы выходного дня, степенные  походы -  соединение теории с практикой;
  • участие в туристских  соревнованиях.

Формы проведения занятий применяются фронтальные, групповые и индивидуальные.

Правильно поставленный учет дает возможность руководителю определить недостатки в учебно-тренировочной работе и наметить пути и способы их устранения.

Учет работы объединения ведется в специальном журнале, который является отчетным и финансовым документом. В журнале содержится практически вся информация о туристском объединении и его деятельности. В нем должны быть следующие разделы:

1. общие сведения об объединении;

2. учет работы объединения и посещаемости занятий (за каждый месяц):

    - посещаемость,

    - количество проведенных занятий,

    - выполнение учебной программы,

    - выполнение контрольных нормативов,

    - состояние здоровья;

3. учет массовой работы;

4. список членов объединения;

5. сведения о родителях обучающихся;

6. ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности.

Успеваемость обучающихся учитывается по усвоению теоретических знаний и практических навыков в соответствии с требованиями программы.

Для сохранения устойчивого интереса к занятиям, особенно на начальной стадии обучения, следует встречаться с детьми регулярно. Занятия с детьми первого года обучения желательно проводить по 2 часа три раза в неделю (т.к. недельная нагрузка педагога дополнительного образования составляет 6 часов при годовой нагрузке 216 часов), в условиях учебного полигона (на местности) длительность занятий может составлять 3-4 часа. Отдельные занятия могут проходить по группам в 2-3 человека (разработка маршрута, копирование и вычерчивание карт, работа хозгруппы и т.д.), каждая по своему графику. В течение каждого месяца количество учебных часов может быть различно – не обязательно 24 часа в месяц. При подготовке и проведении походов, соревнований, при благоприятной погоде для занятий на учебном полигоне, - количество часов может превышать 24 часа. В зимний период, декабрь-январь, в преддверии Новогодних праздников и на каникулах, количество учебных часов может быть меньше 24 часов в месяц. Количество проведенных учебных часов каждый месяц отмечается в накопительной ведомости в учебном журнале. Годовое количество -   216 часов.

На каждом занятии следует планировать живую практическую работу самих членов объединения (упражнения, тренировки, простейшие соревнования). Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Необходимо наладить в туристском объединении хороший учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого члена объединения. Полезно завести на каждого члена объединения "Туристский паспорт", куда будут записываться маршруты походов, их продолжительность, протяженность, количество ночлегов, характер обязанностей, которые выполнял во время похода юный турист; участие и результаты в учебных и спортивных соревнованиях, краеведческих викторинах и конкурсах.

Для воспитания дружного, сплоченного коллектива руководителю можно провести конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав; завести альбом "Летопись туристской группы" или в помещении, где постоянно собирается туробъединение, оборудовать специальный "Уголок тургруппы". Следует добиваться, чтобы каждый член объединения имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

 

№ п\п

Наименование темы.

Количество часов

всего

теория

практич.

1.

Введение в программу.

2

2

-

2.

Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта, Шпаковского района. Природные условия. Памятники истории и культуры.

12

8

4

3.

Топографическая подготовка и ориентирование.

20

4

16

4.

Начальная туристская подготовка.

56

16

40

5.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

6

2

4

6.

Физическая подготовка.

18

1

17

 

Экскурсии.

18

 3 * 6ч=18 ч

 

Проведение однодневных походов.

Участие в 3-х дневном походе «Вахта Памяти».

Участие в туристских соревнованиях.

 24

28

32

3 * 8 ч=24 ч

28 ч

4 * 8 ч=32 ч

 

Итого:

216

33

183

  

Содержание программы 1 года обучения.

 

1. Введение в программу (2 часа: теория 2 ч)

 Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России».

Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей, Шпаковского района, Ставропольского края.

Заполнение анкет (туристских паспортов) членов объединения.

 

2. Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта, Шпаковского района (12 часов: теория 8 ч, практические 4 ч)

Основные сведение о природных условиях Шпаковского района: рельеф, климат, реки и озера, растительность и животный мир, почвы,  заповедники и заказники.

 Сведения об истории своего населенного пункта, Шпаковского района: возникновение и развитие.

Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы.

Приметы о природе, их значение, правдивость прогнозов по приметам. Природный кодекс туриста. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.

Практические занятия.

Подготовка и заслушивание докладов членов объединения о природе и достопримечательностях своего населенного пункта, Шпаковского района.

Экскурсии по природным, историческим и культурным объектам Шпаковского района: (Дендрарий, Татарское городище, Святой источник и др.) и в музеи (г.Михайловска, г.Ставрополя) – 3 экскурсии * 6 ч

 

3. Топографическая подготовка и ориентирование (20 часа: теория 4 ч, практические 16 ч).

Понятие топографической карты, ее значение  для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.

 Условные знаки.

Понятие о  топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков. Пояснительные цифро­вые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры.

Ориентирование по горизонту, азимут.

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3.

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут ис­тинный и магнитный. Магнитное склонение.

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) изме­рение азимутов на карте.

Компас, работа с компасом.

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом,

Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентиро­вание карты, прямая и обратная засечка..

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определе­ние азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

Измерение расстояний.

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как изме­рить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.                          

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазо­мера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков пе­ревода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстоя­ний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазо­мер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования.

Ориентирование с помощью карты в походе. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени.

Практические занятия

Разработка маршрута туристского похода по топографической карте, с подроб­ным описанием ориентиров, составлением графика.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Суточное движение Солнца по небосводу. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определе­ние азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное оп­ределение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, оп­ределение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде.

 

4. Начальная туристская подготовка. (56 часов: теория 16 ч, практические 40 ч)

Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Кодекс Туриста.

Определение цели и района похода. Спортивное и краеведческое содержание похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, штурмана, завхоза, завпита. Дисциплина в походе.

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

Личное и групповое снаряжение. Подбор и подготовка группового, личного и специального снаряжения туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.

Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.

Туристская палатка, виды палаток. Устройство, правила установки и снятия, уход и хранение палатки.

Практические занятия.

Правильная укладка рюкзаков. Установка палатки в обычных условиях и на скорость. Игры и упражнения, направленные на закрепление данной темы.

Основные узлы, применяемые в туризме.

       Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки простых узлов (проводник, восьмёрка, прямой, встречный, схватывающий).

            Практические занятия.

            Вязка узлов на время.

Питание в туристском походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Практические занятия.

Расчет продуктов питания для одно-двух-трех дневного похода. Составление меню.

Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке. Графики дежурств на биваке.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы.

Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Практические занятия.

Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала. Отработка приемов развертывания и свертывания бивака.

Разведение костров разных типов. Простейшие соревнования.

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте.

Строй, темп, режим, интервал построения цепочки; их изменение в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем передвижении.

Виды естественных препятствий в пешеходном туризме. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности. Движение по лесу, через кустарники и завалы. Движение по заболоченной местности. Движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различным почвенно-растительным покровом.

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Страховка и самостраховка. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах, на коротких привалах.

Обязанности направляющего и замыкающего.

Нормы переходов. Режим ходового дня и режим на дневке.

Практические занятия.

Отработка приемов и способов преодоления различных естественных препятствий: подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчанным, каменистым склонам. Движение через густой подлесок, по заболоченной местности. Переправы по бревнам, кладям, камням, броды.

Страховка и самостраховка.

Игры и упражнения, направленные на закрепление изученного материала.


Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения. Оформление значков и разрядов.

Практические занятия.

Чистка, ремонт и сдача снаряжения.

Обсуждение похода в группе. Оформление туристского уголка, летописи туробъединения, фотогазеты.

Оформление документации, заполнение учетных карточек (паспорта туриста), награждение участников.


Правила соревнований.

Виды и характер соревнований. Возрастные группы. Допуск к соревнованию. Обязанности участников соревнований. Разрядные требования.

 

 5. Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь. (6 часов: теория 2, практические 4 ч)

Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к постели и посуде туриста.

Аптечка, ее состав, замена лекарств, подбор аптечки в зависимости от уровня и продолжительности похода. Выявление причин и устранение простых недомоганий: головная боль, боли в желудке, кашель, применение природных средств.

Клещи, меры профилактики и безопасности.

Практические занятия.

Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.

 

6. Физическая подготовка. (18 часов: теория 1 ч, практические 17 ч)

Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Значение всесторонней физической подготовки. Общие основы спортивной тренировки. Закаливание, комплекс утренней зарядки. Маршевая подготовка. Техника бега. Специфические особенности техники бега в лесу, по пересеченной местности.

Практические занятия.

Общая физическая подготовка. Гимнастические упражнения, акробатические упражнения, подвижные игры и эстафеты. Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, силы, гибкости, выносливости, упражнения на расслабления. Знакомство с приемами техники бега в лесу, по пересеченной местности. Спортивная ходьба, кроссы.

 

Проведение  походов выходного дня.

Участие в  районном походе «Вахта Памяти» (3-х дневный поход).

Участие в районных туристских соревнованиях: Открытие туристского сезона, туристская техника в залах (2 этапа), Закрытие туристского сезона.

 

Учебно-тематический план второго года обучения

 

№ п\п

Наименование темы.

Количество часов

всего

теория

практич.

1.

Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год.

1

1

-

2.

Туризм в России.

3

3

-

3.

Краеведение.

16

4

12

4.

Топографическая подготовка и ориентирование.

20

4

16

5.

5.1.

5.2.

5.3.

Туристская подготовка, в т.ч.:

Туристское хозяйство.

Тактика и техника пешеходного туризма.

Подготовка туристских походов.

70

24

26

20

8

4

2

2

62

20

22

18

6.

Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь.

10

4

6

7.

Физическая подготовка.

30

2

28

8.

Экскурсии.

18

 4ч+6ч+8ч=18

9.

Проведение однодневных походов.

3-х дневный зачетный поход «Вахта Памяти».

 24

24

3 * 8 ч=24

24

 

Итого:

216

26

190

Участие в районных туристских соревнованиях – за сеткой часов учебно-тематического плана.

Содержание программы 2 года обучения.

1. Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год. (1 час: теория 1 ч) 

Беседа об итогах летнего периода - обмен мнениями. Обсуждение плана работы на новый учебный год, распределения работ и обязанностей.

 

2. Туризм в России. (3 часа: теория 3 ч) 

История развития туризма в России. Современная организация туризма в стране. Что такое краеведение? Достижения русских туристов. Что читать о туризме и путешествиях?

Виды туризма, формы туристских мероприятий.

Туристские слеты, соревнования и конкурсы. Значок «Турист России», разрядные нормативы по туризму, понятия о категориях сложности спортивных путешествий. Правила организации туристских походов: Состав туристской группы; права и обязанности членов туристской группы; порядок оформления путевых документов в маршрутно-квалификационных комиссиях (далее МКК).

Правила поведения туристов в походе: Культура взаимоотношений с местными жителями, понятия о системе КСС, обеспечение безопасности в походе, соблюдение режима движения группы через контрольные пункты, охрана природы, памятников истории и культуры.

 

3. Краеведение. (16 часов: теория 4 ч, практические 12 ч). 

Дальнейшее углубление знаний о своем крае, районе: географическое положение и туристические возможности края, района: реки, озера, рельеф почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир края, промышленность, сельское хозяйство. Население и культура, знатные люди района, края, история края, района, места боевой и трудовой славы, исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки района, края. Типовое содержание отчета о туристском походе.

Практические занятия.

Подготовка и проведение краеведческого мероприятия (внутри объединения, внутри школы): викторина, краеведческая игра.

 

4. Топографическая подготовка и ориентирование. (20 часов: теория 4 ч, практические 16 ч). 

Обзор материала пройденного в первый год занятий.

Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф? Способы изображения рельефа на карте. Что такое горизонталь, сечение? Основные формы рельефа и изображения на топографической карте. Определение крутизны склона.

Практическая работа. Описание местности по топографической карте.

 

План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, маршрутная лента, обзорная карта? Обязанности топографа группы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению. Топографические условные знаки. Масштаб карты. Работа с картами разного масштаба и назначения.

Практическая работа. Задания на запоминание условных знаков, топографический диктант. Вычерчивание топографической схемы. Работа с масштабом карты.

 

Условия ориентирования в походе на закрытой местности, при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях: летом и зимой. Работа с картой и компасом, определение по карте своего местонахождения, определение расстояний: измерение шагами, измерения по видимым деталям предметов, определение высоты по тени предмет… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz