…альный опыт, включающий не только знания, умения и навыки, но также опыт творческой деятельности и систему ценностей. Но и в этом случае под образованием понимался процесс и результат передачи учащимся определённой информации. Такой взгляд привёл к тому, что до сих пор некоторые считают, что главным итогом обучения должны быть полные, глубокие и прочные знания учащихся.

Между тем знания являются не целью, а средством, которое используется при решении значимых для личности и общества проблем. Если исходить из того, что знания являются средством решения проблем, то образование следует рассматривать как специально организованный процесс, позволяющий человеку решить социальные и личностные проблемы на основе использования достижений науки, культуры. Индивидуально-личностным результатом является образованность личности, такое её качество, которое заключается в способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

Переход к личностно-ориентированному образованию возможен при условии гуманитаризации образования, т.е. повышения значимости гуманитарного компонента в структуре содержания.

Гуманистический подход основан на следующих идеях-принципах:

  1. В личности изначально заложено стремление к самореализации, раскрытию собственного потенциала, а, следовательно, способность к саморазвитию.
  2. Образование – это развитие, идущее от самой личности, инициирующей и самоорганизующей процесс собственного становления.
  3. Задача педагога состоит в том, чтобы:
  • Помочь учащемуся осознать свои возможности;
  • Создать условия для их оптимального развития;
  • Привести в действие механизмы, стимулирующие саморазвитие личности.

            4.   Практическая реализация гуманистического подхода требует изменения традиционного педагогического мировоззрения, для чего необходимо:

  • Введение такого содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие и  саморазвитие индивидуальности ребёнка – его познавательных процессов, нравственно-эстетических качеств, коммуникативной культуры;
  • Создание таких условий, при которых ребёнок был бы лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

Необходимость перехода к гуманистическому типу образовательного процесса продиктована объективными переменами, произошедшими в последние десятилетия как в характере, так и темпах общественного развития.

Современные динамичные условия жизни существенно изменил основные принципы социализации ребёнка. Традиционно воспитание детей осуществлялось путём передачи опыта взрослых через механизм подражания, внушения, обучения навыкам и т.д. В сегодняшних условиях социальный опыт старших перестаёт играть роль определяющего фактора социализации формирующейся личности. Авторитет старших неизбежно снижается. Молодым людям приходится решать такие задачи, которые перед их родителями не стояли, а, следовательно, молодое поколение не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность  традиционного семейного воспитания.

Сегодня успешность адаптации личности определяется тем,  в какой мере она способна к собственному изменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Современный подход к образованию и воспитанию не может быть ограничен только передачей детям новых знаний, умений и навыков, а должен быть связан с реализацией принципа развития личности. Организация образовательно-воспитательного процесса требует понимания и умелой реализации соответствующих законов развития личности в онтогенезе.

Бесспорно и то, что дополни­тельное образование относится к сфере наи­большего благоприятствования для развития личности ребенка, оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности, так как в процессе такого образова­ния неисчерпаемы возможности создания си­туации успеха для каждого ребенка, для ук­репления его личностного достоинства. До­полнительное образование расширяет куль­турное пространство самореализации личнос­ти, стимулирует ее к творчеству. В сфере до­полнительного образования на основе общно­сти интересов ребенка и взрослого более ин­тенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентиров. Кроме того, дополнительное об­разование компенсирует недостатки общего обязательного образования.

В основу концепции были положены следу­ющие педагогические идеи:

♦ дополнительное образование имеет возможность органического сочетания разнообразных видов организации досуга с различны­ми формами образовательной деятельности;

· оно сокращает пространство девиантного поведения, решает проблему занятости детей;

♦ поддерживает и развивает творчество де­тей, креативность личности;

♦  способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения культур;

♦ создает условия для формирования каждым ребенком адекватных представлений о самом себе и окружающем мире;

♦  способствует свободе выбора форм образования, а также принятия решения, самостоятельности, самоосуществлению;

♦  помогает овладеть способами деятельности;

 

· способствует развитию любви и уважения к "малой" Родине.

Туристско-краеведческая деятельность яв­ляется одной из форм общения, воспитания и оздоровления учащихся. А поскольку в послед­ние годы усилился интерес к отечественной ис­тории, краеведению, что способствует воспита­нию уважения к истокам, национальным тради­циям, местной культуре, природному достоя­нию, то эти идеи являются основными, базовы­ми для туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отече­ство".

Основываясь на теоретико-педагогических и методологических идеях, мы определили системообразующую идею функционирования и развития станции юных туристов.

Системообразующая педагогическая идея - это совокупность суждений, лежащих в основе деятельности коллектива. Итак:

♦  Системообразующая идея создания  и развития станции юных туристов состоит в том, чтобы создать такое  профильное учреждение, деятельность которого способствовала бы воспитанию школьника, любящего свой край, развитого физически и интел­лектуально, смотивированного на саморазви­тие, творчество и познание.

 

· Создание развивающего пространства для ребенка, на наш взгляд, - главное условие для реализации данной идеи.

 

 Цели и задачи станции юных туристов

Исходя из системообразующей идеи, мы сформулировали цели и задачи станции юных туристов:

  1. Сохранение и расширение сети туристско-краеведческих объединений  образовательных учреждениях Шпаковского муниципального района.
  2. Оказание методической помощи образовательным учреждениям в развитии массового детского туризма и краеведения.
  3. Организация и проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую постановку туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательных учреждений района.
  4. Обобщение и распространение опыта туристско-краеведческой и экскурсионной работы педагогов дополнительного образования станции юных туристов.
  5. Изучение и применение в образовательно-воспитательном процессе инновационных технологий.
  6. Доступность и качественность туристско-краеведческого образования.
  7. Создание  летнего оздоровительного туристско-краеведческого лагеря в п.Архыз КЧР.
  8. Проведение учебно-тренировочных походов, экскурсий, туристско-краеведческих мероприятий в целях пропаганды туризма и краеведения, укрепления здоровья, развития и становления личности ребенка.
  9. Дальнейшее развитие туристско-экскурсионной работы в образовательных учреждениях района.
  10. Сохранение и укрепление материальной базы станция юных туристов.
  11. Повышение кадрового потенциала станция юных туристов.

 

Основные принципы деятельности коллектива

Принципы деятельности коллектива - это педагогические убеждения и нормы, смысло­вые установки деятельности педагогов и мето­дистов.

Принципы деятельности коллектива долж­ны быть адекватны системообразующей педа­гогической идее, определять общую техноло­гию деятельности педагогов, должны быть приняты каждым педагогом центра, ибо ценностно-ориеитационное единство способствует эффективности педагогической деятельности.

Это такие принципы, как:

♦  все дети талантливы от природы, задача педагогов создать условия для проявления индивидуальных способностей учащихся;

♦  в организации работы с детьми, учитывая природу ребенка, не ломать ее, а создать развивающее пространство с учетом интересов, потребностей и способностей личности;

♦  педагог - это творец образовательного процесса, а ребенок - субъект совместной деятельности, имеет право на свободное разви­тие, на самоопределение.

Реализуя в своей деятельности данные принципы, мы прогнозируем достижение следующих результатов:

♦   формирование устойчивого интереса и увлечения туристско-краеведческой деятельностью;

♦   овладение  обучающимися  знаниями, умениями и навыками по туризму, краеведению и спортивному ориентированию;

• физическое и духовное оздоровление де­тей и подростков, появление потребности в здоровом образе жизни и содержательном досуге;

♦ создание в объединениях детей системы межличностных отношений,  основанной на принципах общечеловеческой морали.

 

Диагностика реализации целей станции юных туристов

Методы исследования: наблюдение, собе­седование, анкетирование, тестирование ориентированы на выявление:

♦   степени удовлетворенности обучающих­ся в объединениях, педагогов дополнительного образования,  методистов деятельностью станции юных туристов;

♦   уровня сформированности специфических знаний, умений и навыков по туризму, краеведению и по спортивному ориентированию;

♦   потребностей детей, семьи, населения, учебных учреждений  в образовательных, экскурсионных, туристских, оздоровительных и других услугах станции юных туристов;

· уровня мотивации обучающихся к турист­ско-краеведческой деятельности.

Проводимые на станции юных туристов диагностика и анкетирование обучающихся в туристско-краеведческих объединениях позволяют сделать главный вывод: туристско-краеведческие объединения необходимы для развития физического здоровья обучающихся, общения, становления ребенка как личности, расширения кругозора, подготовки к самостоятельной жизни.

 

III. Блок практической реализации

 

 

 

Совершенствование образовательной системы

Обновление образовательной деятельности на станции юных туристов в соответствии с намеченными целью и задачами предполагает осуществление следующего комплекса практических мероприятий:

  1. Проведение плановой учёбы педагогов, основным направлением которой должно стать личностно-ориентированное  образование.

Учёба может быть организована в виде цикла теоретических и практических занятий, в результате которых педагоги осознанно выберут определённую технологию обучения (или её элементы), освоят её и смогут реализовывать на практике.

  1. Совершенствование организации образовательного процесса.

Обновление содержания образования на станции юных туристов должно быть дополнено его реорганизацией со стороны формы. Выражением такой реорганизации станут:

  • Освоение педагогами инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития ребёнка. В этой связи необходимо осуществить следующую работу:

-         провести диагностику реальных возможностей обучающихся;

-         ввести повсеместный дифференцированный подход к  обучению и воспитанию детей на станции юных туристов, учёт их индивидуальных особенностей и интересов, корректировку темпов, методов, форм обучения и воспитания в зависимости от уровня физического, умственного, эмоционального развития ребёнка, а также его природных возможностей;

-         внедрить в практику работы станции юных туристов постоянное отслеживание личностных изменений учащихся;

  • Совершенствование форм и методов педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников:

-         широкое использование организационных форм, основанных на равноправном общении, диалоге педагога с учащимися;

  1. Обновление предметно-пространственной среды станции юных туристов.

Для развития личности ребёнка имеет огромное значение окружающая предметно-пространственная среда. Наряду с изменением содержания образования остро встаёт проблема эстетизации облика образовательных учреждений. Предметно-пространственная среда, наряду с человеческим ресурсом, является одной из важнейших составных частей образовательного пространства учреждения.

Это понятие включает в себя следующие элементы:

  • Наличие мест для проведения занятий;
  • Систему технического оснащения и дидактического оформления помещений;
  • Санитарно-гигиеническое состояние помещений и учреждения в целом;

 

Обновление методической работы

Методическая деятельность должна быть нацелена на:

  • Рациональное и оперативное использование новых технологий, методик, приёмов и форм обучения, обобщение опыта в решении образовательных и воспитательных проблем;
  • Более активное участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса, создание образовательных программ нового поколения, ведение воспитательной работы в учебной и досуговой деятельности.

В содержательном плане методическую работу целесообразно усовершенствовать в следующих аспектах:

  • Ввести аналитико-диагностическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, для чего необходимо:

-         организовать постоянный социально-психологический мониторинг образования и воспитания детей с дифференциацией по возрастам;

-         наладить постоянное отслеживание проблем и затруднений, с которыми сталкиваются педагоги при ведении учебно-воспитательного процесса.

  • Обеспечить обновление содержания и методов дополнительного образования:

-         организовать постоянно действующую систему индивидуальных консультаций педагогов по вопросам создания и модернизации образовательных программ, использования  новых приёмов и методик;

-         разработать методические рекомендации по технологии осуществления педагогами воспитательной работы с детьми в процессе учебной и внеурочной деятельности учреждения дополнительного образования;

-         разработать систему оперативного информирования педагогов по вопросам инноваций и передового опыта в сфере дополнительного образования детей;

  • Создать условия для постоянного повышения профессионального мастерства педагогов:

-         сформировать банк данных инновационного опыта педагогов станции юных туристов;

-         разработать действенную систему распространения передового опыта педагогов в методических объединениях (мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства и др.);

-         организовать службу методической помощи педагогам по подготовке их публикаций в периодической печати, а также выступлений на конференциях, совещаниях по проблемам дополнительного образования.

Намеченная реорганизация методической деятельности станции юных туристов позволит добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на новых педагогических технологиях.

 

Кадровое и финансовое обеспечение программы развития.

 

Для практической реализации разработанной модели развития необходимо охарактеризовать главные виды ресурсов, способных её обеспечить.

Кадры.

Одним из важнейших ресурсов станции юных туристов является его кадровый потенциал.

В воспитывающее педагогическое сообщество станции юных туристов включаются следующие участники образовательного взаимодействия: представители администрации, педагогические работники, технический персонал.

Ведущая роль в организации жизнедеятельности станции юных туристов как целостной системы отводится педагогическому коллективу, объединяющего непосредственных субъектов общения с детьми.

Для выполнения задачи становления педагогического коллектива, способного работать в пространстве гуманистической образовательной идеологии, необходимо ориентироваться на соответствующую модель педагога. Желательно, чтобы педагог, работающий в учреждении дополнительного образования детей с гуманистической ориентацией обладал:

  • гуманистическим мировоззрением, признающим в качестве главной ценности личность ребёнка;
  • высоким уровнем профессиональных и психолого-педагогических знаний;
  • основами педагогической техники (коммуникативными, творческими, прогностическими способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством);
  • способностью к высокому уровню эмпатии и самоанализу.

Важным вопросом кадрового обеспечения деятельности станции юных туристов является проблема сохранности и подбора новых квалифицированных педагогических кадров. На станции юных туристов остро стоит вопрос о пополнении молодыми квалифицированными кадрами педагогов.  Отсутствие системы подготовки туристских кадров на краевом уровне негативно сказывается и на районе. Педагоги не имеют специальной туристской подготовки, а без этого очень сложно правильно организовать учебно-тренировочный процесс.

 

Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы состоят из средств местного бюджета, спонсорских вкладов, внебюджетной деятельности.

Финансово-экономическое обеспечение программы развития станции юных туристов предусматривает внесение корректив, как в процесс поступления, так и в систему использования внебюджетных средств.

Выявление и работа с потенциальными спонсорами для материального оснащения педагогической деятельности станции юных туристов.

 

Этапы осуществления программы развития.

В данном разделе определены этапы практической реализации программы, конкретизированы основные задачи станции юных туристов по конкретным направлениям деятельности.

Программа развития рассчитана на 5 лет – с 2011г. по 2015г.

Основные этапы реализации программы:

I этап (2011 г.) – информационно-ознакомительный:

  • Осмысление педагогическим коллективом целей и задач, поставленных в программе развития;
  • Плановая учёба педагогов.

II этап (первое полугодие 2012 г.) – проектировочный:

  • Разработка предусмотренных программой развития образовательных программ.

III этап (второе полугодие 2012-2014 гг.) – внедренческий:

  • Совершенствование организации образовательного процесса;
  • Реорганизация методической работы;
  • Работа по совершенствованию микроклимата в педагогическом коллективе.

IV этап (2015 г.) – аналитико-обобщающий:

  • анализ результатов введения инноваций;
  • систематизация полученных данных;
  • внедрение в практику положительного опыта;
  • формулирование основных   целей перспективного развития.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

№ п\п

Основные этапы развития и мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

Туризм и краеведение в учебно-воспитательном процессе

образовательных учреждений

1.

Организация туристско-краеведческих объединений  на базе образовательных учреждениях района.

 

2010 – 2015 гг.

Станция юных туристов, ОУ

2.

Создание новых школьных музеев на базе образовательных учреждений района:

- МОУ СОШ № 16 с.Дубовка

- МОУ СОШ № 12 с.Татарка

 

 

 

2012 г.

2012 г.

Станция юных туристов, ОУ

3.

В целях активизации туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности проводить районный смотр-конкурс на лучшую организацию туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательных учреждениях Шпаковского муниципального района.

 

ежегодно

Станция юных туристов, ОУ

4.

Привлекать к регулярным занятиям в туристских и краеведческих объединениях не менее 5% учащихся образовательных учреждений района;

 к участию в туристско-краеведческих соревнованиях и мероприятиях,  в одно-трех дневных, степенных и категорийных походах, экскурсиях – до 50% учащихся.

 

ежегодно

Станция юных туристов

5.

Принимать участие в краевом смотре-конкурсе на лучшую постановку туристско-краеведческой.

ежегодно

Станция юных туристов

6.

Обеспечить доступность и высокое качество предоставляемых образовательных услуг.

ежегодно

Станция юных туристов

 

Методическая работа

1.

Разработка образовательных программ дополнительного образования детей.

2011-2015 гг.

методисты

2.

Обобщение и распространение опыта туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности педагогов дополнительного образования через выступления на семинарах, методических объединениях.

ежегодно

методисты,

педагоги доп.образования,

3.

 

 

 

4.

Продолжить разработку методических пособий и рекомендаций по туризму и краеведению.

ежегодно

методисты

5.

Проводить семинары и заседания методических объединений педагогов дополнительного образования станции юных туристов.

согласно графика

методисты

6.

Оказание методической помощи при организации школьных музеев, Залов Боевой Славы, краеведческих комнат и уголков в образовательных учреждениях района.

постоянно

методисты

7.

Организация и проведение начальной, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в туристско-краеведческих объединениях.

три раза в учебном году

зам.директора по УВР, методисты

8.

Оказывать всестороннюю методическую помощь педагогам дополнительного образования при составлении учебных программ, календарного и тематического планирования.

постоянно

зам.директора по УВР, методисты

 

Туристско-краеведческие мероприятия

 

МО Туризм и спортивное ориентирование.

1.

Открытие туристского сезона.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

2.

Закрытие туристского сезона.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

3.

Организация и проведение районного похода «Вахта Памяти», посвященного Дню Победы.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

4.

Участие в массовом восхождении на г.Бештау, посвященному Дню защитника Отечества.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

5.

Участие в краевом походе «Вахта Памяти» по местам боев на перевалах Западного Кавказа.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

6.

Участие в краевом туристском слете юных туристов-краеведов Ставрополья.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

7.

Участие в краевых  соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

8.

Организация и проведение летнего туристско-оздоровительного лагеря в п.Архыз КЧР для учащихся образовательных учреждений Шпаковского района.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов

9.

Организация и проведение учебно-тренировочных походов, степенных и категорийных походов.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов, педагоги дополнительного образования

10.

Присваивать за достигнутые успехи в туристско-краеведческой деятельности массовые разряды не менее 200 учащимся.

ежегодно

МКК станции юных туристов

 

Краеведение.

1.

Участие во Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество»

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов, педагоги дополнительного образования

2.

Организация и проведение районной конференции по школьному краеведению.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов, педагоги дополнительного образования

3.

Организация и проведение районной краеведческой игры «Изучаем край родной».

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов, педагоги дополнительного образования

4.

 Подготовка и участие в краевых и Всероссийских краеведческих мероприятиях.

 

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов, педагоги дополнительного образования

5.

Организация и проведение краеведческого ралли «Маршрутами детства».

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Станция юных туристов, педагоги дополнительного образования

Работа с кадрами

1.

Способствовать сохранению коллектива высококвалифицированных педагогических кадров.

постоянно

Администрация станции юных туристов

2.

Обеспечивать повышение квалификации педагогов дополнительного образования на курсах СКИПКРО.

согласно плана

Администрация станции юных туристов

3.

Организовывать аттестацию педагогических и руководящих работников на соответствие занимаемой должности и(или) квалификационную категорию..

согласно плана

Администрация станции юных туристов

4.

Заботится о поощрениях педагогов дополнительного образования за достигнутые высокие результаты в образовательно-воспитательном процессе.

постоянно

Администрация станции юных туристов

5.

Оказывать всестороннюю помощь отделу образования, комитету по физической культуре, спорту и туризму Шпаковского муниципального района в организации и проведении районных туристских слетов и спартакиады работников образования.

согласно плана

Администрация станции юных туристов

 

Материально-техническая база

1.

 

 

 

2.

Вести  работу по дальнейшему материально-техническому оснащению станции юных туристов (приобретение новой электростанции, палаток, ковриков, спальников, портативных газовых плит и т.д.).

2010-2015гг.

Администрация станции юных туристов

3.

Ходатайствовать перед отделом образования об увеличении количества персональных компьютеров на станции юных туристов для оптимизации образовательно-воспитательного процесса и внедрения инновационных технологий обучения.

2012 г.

Администрация станции юных туристов

4.

Ходатайствовать перед отделом образования о приобретении для станции юных туристов комфортабельного автобуса для дальних экскурсионных поездок.

2013 г..

Администрация станции юных туристов

 

Туристско-экскурсионная работа

1.

Оказание помощи образовательным учреждениям в организации экскурсионных поездок по району, по Ставропольскому краю, за пределы края.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

2.

Организация и проведение тематических экскурсий в г.Ставрополь, КавМинВоды, Домбай, Архыз, Адыгея.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Педагог-организатор,

3.

Организация экскурсий в музеи г.Ставрополя, Ботанический сад.

согласно годового плана

туристско-краеведческих мероприятий

Педагог-организатор,

 

4.

Организация экскурсий в краеведческий музей г.Михайловска.Продолжение »