|
…альный опыт, включающий не только знания, умения и навыки, но также опыт творческой деятельности и систему ценностей. Но и в этом случае под образованием понимался процесс и результат передачи учащимся определённой информации. Такой взгляд привёл к тому, что до сих пор некоторые считают, что главным итогом обучения должны быть полные, глубокие и прочные знания учащихся.
Между тем знания являются не целью, а средством, которое используется при решении значимых для личности и общества проблем. Если исходить из того, что знания являются средством решения проблем, то образование следует рассматривать как специально организованный процесс, позволяющий человеку решить социальные и личностные проблемы на основе использования достижений науки, культуры. Индивидуально-личностным результатом является образованность личности, такое её качество, которое заключается в способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Переход к личностно-ориентированному образованию возможен при условии гуманитаризации образования, т.е. повышения значимости гуманитарного компонента в структуре содержания. Гуманистический подход основан на следующих идеях-принципах:
4. Практическая реализация гуманистического подхода требует изменения традиционного педагогического мировоззрения, для чего необходимо:
Необходимость перехода к гуманистическому типу образовательного процесса продиктована объективными переменами, произошедшими в последние десятилетия как в характере, так и темпах общественного развития. Современные динамичные условия жизни существенно изменил основные принципы социализации ребёнка. Традиционно воспитание детей осуществлялось путём передачи опыта взрослых через механизм подражания, внушения, обучения навыкам и т.д. В сегодняшних условиях социальный опыт старших перестаёт играть роль определяющего фактора социализации формирующейся личности. Авторитет старших неизбежно снижается. Молодым людям приходится решать такие задачи, которые перед их родителями не стояли, а, следовательно, молодое поколение не может жить только опытом своих отцов и дедов. Именно поэтому так резко ослабевает эффективность традиционного семейного воспитания. Сегодня успешность адаптации личности определяется тем, в какой мере она способна к собственному изменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Современный подход к образованию и воспитанию не может быть ограничен только передачей детям новых знаний, умений и навыков, а должен быть связан с реализацией принципа развития личности. Организация образовательно-воспитательного процесса требует понимания и умелой реализации соответствующих законов развития личности в онтогенезе. Бесспорно и то, что дополнительное образование относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка, оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности, так как в процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, для укрепления его личностного достоинства. Дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентиров. Кроме того, дополнительное образование компенсирует недостатки общего обязательного образования. В основу концепции были положены следующие педагогические идеи: ♦ дополнительное образование имеет возможность органического сочетания разнообразных видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности; · оно сокращает пространство девиантного поведения, решает проблему занятости детей; ♦ поддерживает и развивает творчество детей, креативность личности; ♦ способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения культур; ♦ создает условия для формирования каждым ребенком адекватных представлений о самом себе и окружающем мире; ♦ способствует свободе выбора форм образования, а также принятия решения, самостоятельности, самоосуществлению; ♦ помогает овладеть способами деятельности;
· способствует развитию любви и уважения к "малой" Родине. Туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления учащихся. А поскольку в последние годы усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию, то эти идеи являются основными, базовыми для туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество". Основываясь на теоретико-педагогических и методологических идеях, мы определили системообразующую идею функционирования и развития станции юных туристов. Системообразующая педагогическая идея - это совокупность суждений, лежащих в основе деятельности коллектива. Итак: ♦ Системообразующая идея создания и развития станции юных туристов состоит в том, чтобы создать такое профильное учреждение, деятельность которого способствовала бы воспитанию школьника, любящего свой край, развитого физически и интеллектуально, смотивированного на саморазвитие, творчество и познание.
· Создание развивающего пространства для ребенка, на наш взгляд, - главное условие для реализации данной идеи.
Цели и задачи станции юных туристов Исходя из системообразующей идеи, мы сформулировали цели и задачи станции юных туристов:
Основные принципы деятельности коллектива Принципы деятельности коллектива - это педагогические убеждения и нормы, смысловые установки деятельности педагогов и методистов. Принципы деятельности коллектива должны быть адекватны системообразующей педагогической идее, определять общую технологию деятельности педагогов, должны быть приняты каждым педагогом центра, ибо ценностно-ориеитационное единство способствует эффективности педагогической деятельности. Это такие принципы, как: ♦ все дети талантливы от природы, задача педагогов создать условия для проявления индивидуальных способностей учащихся; ♦ в организации работы с детьми, учитывая природу ребенка, не ломать ее, а создать развивающее пространство с учетом интересов, потребностей и способностей личности; ♦ педагог - это творец образовательного процесса, а ребенок - субъект совместной деятельности, имеет право на свободное развитие, на самоопределение. Реализуя в своей деятельности данные принципы, мы прогнозируем достижение следующих результатов: ♦ формирование устойчивого интереса и увлечения туристско-краеведческой деятельностью; ♦ овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками по туризму, краеведению и спортивному ориентированию; • физическое и духовное оздоровление детей и подростков, появление потребности в здоровом образе жизни и содержательном досуге; ♦ создание в объединениях детей системы межличностных отношений, основанной на принципах общечеловеческой морали.
Диагностика реализации целей станции юных туристов Методы исследования: наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование ориентированы на выявление: ♦ степени удовлетворенности обучающихся в объединениях, педагогов дополнительного образования, методистов деятельностью станции юных туристов; ♦ уровня сформированности специфических знаний, умений и навыков по туризму, краеведению и по спортивному ориентированию; ♦ потребностей детей, семьи, населения, учебных учреждений в образовательных, экскурсионных, туристских, оздоровительных и других услугах станции юных туристов; · уровня мотивации обучающихся к туристско-краеведческой деятельности. Проводимые на станции юных туристов диагностика и анкетирование обучающихся в туристско-краеведческих объединениях позволяют сделать главный вывод: туристско-краеведческие объединения необходимы для развития физического здоровья обучающихся, общения, становления ребенка как личности, расширения кругозора, подготовки к самостоятельной жизни.
III. Блок практической реализации
Совершенствование образовательной системы Обновление образовательной деятельности на станции юных туристов в соответствии с намеченными целью и задачами предполагает осуществление следующего комплекса практических мероприятий:
Учёба может быть организована в виде цикла теоретических и практических занятий, в результате которых педагоги осознанно выберут определённую технологию обучения (или её элементы), освоят её и смогут реализовывать на практике.
Обновление содержания образования на станции юных туристов должно быть дополнено его реорганизацией со стороны формы. Выражением такой реорганизации станут:
- провести диагностику реальных возможностей обучающихся; - ввести повсеместный дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей на станции юных туристов, учёт их индивидуальных особенностей и интересов, корректировку темпов, методов, форм обучения и воспитания в зависимости от уровня физического, умственного, эмоционального развития ребёнка, а также его природных возможностей; - внедрить в практику работы станции юных туристов постоянное отслеживание личностных изменений учащихся;
- широкое использование организационных форм, основанных на равноправном общении, диалоге педагога с учащимися;
Для развития личности ребёнка имеет огромное значение окружающая предметно-пространственная среда. Наряду с изменением содержания образования остро встаёт проблема эстетизации облика образовательных учреждений. Предметно-пространственная среда, наряду с человеческим ресурсом, является одной из важнейших составных частей образовательного пространства учреждения. Это понятие включает в себя следующие элементы:
Обновление методической работы Методическая деятельность должна быть нацелена на:
В содержательном плане методическую работу целесообразно усовершенствовать в следующих аспектах:
- организовать постоянный социально-психологический мониторинг образования и воспитания детей с дифференциацией по возрастам; - наладить постоянное отслеживание проблем и затруднений, с которыми сталкиваются педагоги при ведении учебно-воспитательного процесса.
- организовать постоянно действующую систему индивидуальных консультаций педагогов по вопросам создания и модернизации образовательных программ, использования новых приёмов и методик; - разработать методические рекомендации по технологии осуществления педагогами воспитательной работы с детьми в процессе учебной и внеурочной деятельности учреждения дополнительного образования; - разработать систему оперативного информирования педагогов по вопросам инноваций и передового опыта в сфере дополнительного образования детей;
- сформировать банк данных инновационного опыта педагогов станции юных туристов; - разработать действенную систему распространения передового опыта педагогов в методических объединениях (мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства и др.); - организовать службу методической помощи педагогам по подготовке их публикаций в периодической печати, а также выступлений на конференциях, совещаниях по проблемам дополнительного образования. Намеченная реорганизация методической деятельности станции юных туристов позволит добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на новых педагогических технологиях.
Кадровое и финансовое обеспечение программы развития.
Для практической реализации разработанной модели развития необходимо охарактеризовать главные виды ресурсов, способных её обеспечить. Кадры. Одним из важнейших ресурсов станции юных туристов является его кадровый потенциал. В воспитывающее педагогическое сообщество станции юных туристов включаются следующие участники образовательного взаимодействия: представители администрации, педагогические работники, технический персонал. Ведущая роль в организации жизнедеятельности станции юных туристов как целостной системы отводится педагогическому коллективу, объединяющего непосредственных субъектов общения с детьми. Для выполнения задачи становления педагогического коллектива, способного работать в пространстве гуманистической образовательной идеологии, необходимо ориентироваться на соответствующую модель педагога. Желательно, чтобы педагог, работающий в учреждении дополнительного образования детей с гуманистической ориентацией обладал:
Важным вопросом кадрового обеспечения деятельности станции юных туристов является проблема сохранности и подбора новых квалифицированных педагогических кадров. На станции юных туристов остро стоит вопрос о пополнении молодыми квалифицированными кадрами педагогов. Отсутствие системы подготовки туристских кадров на краевом уровне негативно сказывается и на районе. Педагоги не имеют специальной туристской подготовки, а без этого очень сложно правильно организовать учебно-тренировочный процесс.
Финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы состоят из средств местного бюджета, спонсорских вкладов, внебюджетной деятельности. Финансово-экономическое обеспечение программы развития станции юных туристов предусматривает внесение корректив, как в процесс поступления, так и в систему использования внебюджетных средств. Выявление и работа с потенциальными спонсорами для материального оснащения педагогической деятельности станции юных туристов.
Этапы осуществления программы развития. В данном разделе определены этапы практической реализации программы, конкретизированы основные задачи станции юных туристов по конкретным направлениям деятельности. Программа развития рассчитана на 5 лет – с 2011г. по 2015г. Основные этапы реализации программы: I этап (2011 г.) – информационно-ознакомительный:
II этап (первое полугодие 2012 г.) – проектировочный:
III этап (второе полугодие 2012-2014 гг.) – внедренческий:
IV этап (2015 г.) – аналитико-обобщающий:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|